Печать
Просмотров: 50

 

Законодательство о государственном контроле (надзоре) в конце 2024 года претерпело существенные изменения, связанные с проведением проверок контролирующими органами.

Одно из важных - отмена моратория в части проведения внеплановых проверок, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 №336.

Установлена новая периодичность плановых проверок в отношении объектов, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба). Этот порядок распространяется, в том числе, на профилактические визиты контролеров.

Периодичность плановых мероприятий, установлена следующая:/

 

Вместо плановой проверки контролеры теперь вправе провести обязательный профилактический визит.

Также в законе закреплены случаи, когда проведение таких визитов является обязательным, а именно:

-в отношении контролируемых лиц, представивших уведомление о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности;

-при наступлении события, указанного в программе проверок, которая утверждается для проведения конкретного вида проверки, если федеральным законом о виде контроля установлено, что обязательный профилактический визит может быть проведен на основании программы проверок;

-по поручению: Президента РФ; Председателя Правительства РФ или его заместителя; высшего должностного лица субъекта РФ;

-в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска.

Помимо этого, расширен перечень полномочий контролеров в период обязательного профилактического визита, предусмотрена возможность продления его срока при необходимости производства экспертиз.

Если выявленные нарушения в ходе визита не будут устранены, выдаются предписания.

В случае уклонения от обязательного профилактического визита закон предусматривает возможность органов контроля согласовать внеплановую проверку.

Помимо этого, перечень оснований для проведения внеплановой проверки дополнен новыми основаниями:

-выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или отклонения от них объекта контроля;

-наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности:

При отнесении контролируемого лица к категории риска будут учитываться также:

-отсутствие нарушений по результатам обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий в течение определенного периода времени;

-наличие определенного публичной оценкой уровня соблюдения обязательных требований, если такая оценка предусмотрена в рамках вида контроля.

В законе закреплено право на обжалование отнесения к определенной категории риска.

Контролируемое лицо может подать заявление об изменении категории риска деятельности или категории риска принадлежащих ему объектов контроля в т.ч. через Единый портал государственных и муниципальных услуг, которое подлежит рассмотрению в течение не более 5 рабочих дней.

Срок рассмотрения других жалоб на решения или действия (бездействие) контролирующего органа сокращен с 20 до 15 рабочих дней.

Кроме того, законом предусмотрена возможность выдачи предписания по результатам выявленных нарушений обязательных требований при проведении выездных обследований в случае указания такой возможности в федеральном законе или законе субъекта о виде контроля.

При проведении контрольной закупки с целью проверки соблюдения требований закона о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки и при выявлении нарушений, инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной или выездной проверки, для чего не требуется решение о ее проведении и согласование с органами прокуратуры.

У инспектора органа контроля в обязательном порядке на документах о проведении проверки должен быть нанесен двухмерный штриховой код со ссылкой на страницу Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий с информацией о проводимой проверке.

В случае отсутствия штрихкода, либо его некорректного нанесения контролируемое лицо вправе отказать в доступе на объект контроля.

Еще одно из основных изменений в законе – возможность заключения с контролерами соглашений об устранении выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований.

В соответствии с таким соглашением контролируемое лицо обязуется обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений в случае их наступления, последующий допуск должностных лиц контрольного органа на объект контроля в целях оценки соответствия. В этом случае действие предписания об устранении выявленных нарушений приостанавливается.

По истечении срока исполнения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.